Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

 СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?

Семья - общечеловеческая ценность.
Семья - важнейший институт социализа­ции подрастающих поколений.
Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития
ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имуществен­ными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

КАКОВЫ   ФУНКЦИИ   И   ЗАДАЧИ   РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?
Главными функциями семьи являются:
  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бытовая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досугово-творческая;
  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  • охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей;
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • формирование   опыта   гуманных,   эмоционально-нравственных отношений;
  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остают­ся:
  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
  • режим семейной жизни;
  • содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, де­тей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реа­лизуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются про­цессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разво­дов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа непол­ных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных услови­ях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педаго­гами.

 КАКОВЫ ФУНКЦИИ   И ЗАДАЧИ   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ?


К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
  • информационная,
  • воспитательно-развивающая,
  • формирующая,
  • охранно-оздоровительная,
  • контролирующая,
  • бытовая.
Задачи взаимодействия:
  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умения­ми;
  • активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
  • изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспита­нию своих детей и детей класса;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
  • Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микро­климата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. 

  ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ?

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных ме­тодов психолого-педагогической диагностики:наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творче­ства и др.
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педаго­га проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать сле­дующие правила:
  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. и   Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и системати­ческим.
  • Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
  • Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, при­меняться в комплексе.
  • При изучении семьи школьника педагога, прежде всего интересуют следующие данные:
    1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные ус­ловия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Ин­тересы к делам школы.
    2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитан­ности.
    3. Воспитательные возможности семьи.   Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

 КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?

Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруп­пированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя от­дельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспи­тания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родите­лями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети моіуг быть в центре «особых» забот родите­лей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3-й тип конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разум­ном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают се­мейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, сканда­лы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного вни­мания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательст­ва, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесо­образно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

 КАКОВЫ СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ?

Содержание работы педагога с родителями включает З основных, блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управле­нии школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
  • Повышение психолого-педагогических знаний
  • Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс
  • Участие родителей и общественности в управлении школой
  • университет педагогических знании
  • лекции, семинары, практикумы
  • конференции
  • открытые уроки и классные мероприятия
  • индивидуальные тематические консультации
  • творческие группы, группы по интересам
  • родительские собрания организация кружков, секций, клубов, со­вместные творческие дела помощь в укреплении материально- техниче­ской базы
  • родительский патруль
  • индивидуальное шефство над неблагополуч­ными семьями, трудными подростками
  • совет школы
  • комитет общественного контроля
  • классные советы, классные родительские
  • комитеты
  • совет содействия семье и школе

В практике школы используются массовые, групповые и индивиду­альные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на по­вышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодейст­вия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Рассмотрим комплекс методов и форм совместной роботы с роди­телями, наиболее часто используемых в опыте школ.

Методы изучения семьи:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • деловая игра;
  • анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. 

Раздзелы сайта